В те далекие времена открывалось большое количество школ. В школах преподавались различные предметы. К учебе привлекались дети от 8 до 16 лет.
В 1924 году мечеть реорганизуют в школу. В ней дается начальное образование. В школе мальчики и девочки обучаются вместе, Исходя из знаний, учащиеся комплектуются в 1 - 2 классы. В те годы в Лешев - Тамаке преподавателем был Гарифуллин Нурулла.
В последующие 1951 - 1954 годы действует Лешев - Тамакская 7 летняя школа. В 5,6,7-е классы ребята приходят учиться из соседней деревни Дусюмово, где действовала начальная школа с 1 - 4 классы, директором 7 летней школы был Рахматуллин Анвар.
Расширяется и кадровый состав учителей. Среди них большой вклад в педагогическую сокровищницу школы внесли Габбасова X, Исмагилов М, Зиатдинов М, Фаляхова Н, Валиева А, Хадиева С.
В годы работы Лешев - Тамакской 7 летней школы в 1952 – 53 году был первый выпуск учащихся, лица этих выпускников запечатлены на памятной фотографии, а фото хранится в школьном краеведческом музее.
В 1955 - 1961 г.г Лешев - Тамакская школа преобразуется в интернат.
Фундамент настоящей школы был заложен под 3 класса в 1967 году. В сентябре 1967 - 1968 учебного года в школе комплектуются 1-8 классы.
В 1996 году школе была выделена земля размером в 1 га, где в настоящее время расположен школьный сад. И начал действовать пришкольный опытный участок, ру- ководителем которого был Халиков А.Р..И с тех пор наш пришкольный опытный участок работает по общей республиканской юннатовской программе. По итогам конкурсов наша юннатовская станция была награждена 9 почетными грамотами, «экспонаты участка с 1970 года выставлялись на ВДНХ, 8 учеников школы были награждены медалями ВДНХ, а 56- значками.
Уже в 60- е годы стали появляться первые школьные традиционные праздники.
В 1961 года начал действовать родительский университет, где читаются лекции, проводится культурно-просветительская работа.
В 1976 - 77 учебный год школа преобразуется в среднюю и комплектуются 10 классов.
С 1974 года под руководством Арсланова Н.А. в школе вводится бесплатное горячее питание. В эти годы трудится сплоченный сильный педколлектив. Среди учителей, награжденные значками «Отличник Просвещения»: Зиннуров 3.3, Шарифуллин А.К, а Ханнанова Г.Х. помимо значка была награждена за отличный труд орденом "Знак почета " и медалью «За трудовые заслуги».
Восьмилетняя школа ежегодно провожала 45 - 60 выпускников для дальнейшей учебы в другие средние школы, профтехучилище или на колхозное производство.
На сегодняшний день учебное заведение возглавляет энергичный, пробивной, с высоким чувстовом юмора и в тоже время строгий, требующий от педагогического коллектива и тех персонала результативной работы, Давлетов Ринат Сиринович.
В школе кабинеты оборудованы и обустроены надлежащим образом.
Кабинет татарского языка и литературы возглавляет Шайдуллина Г.Р. В кабинете все детально продумано, отлично выполнено, учитель располагает детей к серьезной творческой работе. Кабинет оборудован по плану, задуманному учительницей, по ее проекту. На стене рисунки, плакаты, национальные татарские орнаменты, портреты выдающихся классиков татарской литературы, сделанные художниками. Многое сделано руками Гульназа Ришатовны, так как она сама рисует, пишет.
Со вкусом оборудован и обставлен кабинет, в котором обучают татарских детей русскому языку и литературе учителя Хасанова В.Ш. На уроках установлено правило - говорить только по-русски. Преподаватели пользуются на занятиях разнообразным иллюстративным материалом, есть мультимедейные материалы с записями поэзии и прозы русских писателей в исполнении замечательных мастеров слова, произведения русских композиторов.
В кабинете математики работает учительница Курбиева Г.Ф. Строгий, требовательный педагог умеет заинтересовать учащихся наукой, заразить их стремлениям к знаниям, к активному отношению занятиям. Она ведет уроки на высоком научном уровне, широко применяя наглядные пособия, рационально используя учебное время. Большое количество заранее подготовленных пособий, разнообразного дидактического материала позволяет учителю проводить самостоятельные работы одновременно по нескольким вариантам.
В школе имеется компьютерный класс. Кабинетом заведует учитель информатики Абдуллин Г.Ф. Учитель ценит самостоятельный умственный труд школьников, старается развивать у них умение переходить от анализа конкретных фактов к теоретическим обобщениям.
Не менее поучителен и опыт работы учителя географии Нургалиевой Л.А.. В совершенстве владея методикой преподавания географии, она больше внимания уделяет таким методам активизации познавательной деятельности учащихся, как создание на уроках проблемных ситуаций и дифференцированное обучение.
В школе имеется кабинет иностранного языка, которым заведует учитель Абзалов А.Л. В данном кабинете содержится не только богатейший страноведческий материал, но и по странам, говорящим на английском языке, имеется в наличии детская литература, привезенная из этих стран, организована подписка на иностранном языке и проводятся встречи с людьми, побывавшими за рубежом.
Особенно этой работой заинтересованы учителя нашей школы: преподавательница химии, учитель Ну. Большой гордостью для нашей школы является то, что у данного специалиста очень редкие оригинальные справочники и другая литература по её предметам, что позволяет нашим учащимся углубленно изучать и расширять кругозор в данной области.
Следует отметить, что поддержание здоровья учащихся является первостепенной задачей нашего коллектива. В решении этой задачи следует уделять большое значение физическому состоянию учащихся. В этих целях в школе оборудован спортзал со специальными спортивными снаряжениями, закупается необходимый инвентарь и ведется работа по усовершенствованию методов работы по физическому воспитанию. Приятно отметить, что работа по спортивной подготовке молодежи ведется таким же молодым, энергичным, полным сил и здоровья – Ашрафуллиным М.А.
Наша школа работает над проблемами: актуализация, гуманизация и индивидуализация в обучении учащихся. И исходя из этих проблем многие учителя нашей школы интересуются нововведениями в педагогике. А многие учителя занимаются углубленным изучением вышеназванных проблем.
В последнее время на страницах педагогической печати появляются материалы по работе педагогов с одаренными детьми.
Учителя начальных классов нашей школы Сахабиева Р.Г., Яхина А.Х., вместе разрабатывают планы в основных чертах: определяется целевая установка ряда уроков, роль каждого урока в раскрытии темы, самостоятельные и контрольные работы, характер подготовки к ним, нужные наглядные пособия и т.д..
Опытный преподаватель Халимов И.В.- человек увлеченный, преданный своему делу. Он владеет секретом притяжения к себе самых озорных мальчишек. Основное внимание в учебно-производственном процессе он уделяет воздействию на сознание учащихся, воспитанию у них бережного отношения к рабочей минуте, ответственности за результаты своего труда. Здесь любят заниматься мальчики. Выпиливание, выжигание, работа на станках увлекает ребят.
Краеведческий музей в Лешев - Тамакской средней школе создавался общими усилиями учителей, учащихся и родителей. Музей был открыт в 1965 году, возглавляет его историк Хантимерова Флорида Наилевна.
Краеведческая работа обогащает знания, сближает школу с жизнью, дисциплинирует и развивает организационные и трудовые навыки учеников. Знаменательным событием для школьного музея явилось вручение в 1983 году паспорта, а в 1989 г Министерство Просвещения РТ и республиканский оргкомитет по смотру школьных музеев наградил наш музей Почетной грамотой.