ГлавнаяКАРТАТеатрыАльметьевский Татарский государственный драматический театр

Народная карта

Альметьевский Татарский государственный драматический театр

3.67 / 3 голоса
Альметьевск, ул. Ленина, 37
Категории: Театры
Телефон: 8(8553) 45-46-40 Телефон: 8(8553) 45-46-99 — Альметьевск, ул. Ленина, 37 Факс: 8(8553) 45-46-99 Сайт: tatar-almetteatr.ru/show

Альметьевский государственный драматический передвижной театр – почти ровесник татарской нефти – был организован в 1944 году. [1.рус]  Театр формируется на базе дома культуры, где директором работала Нагима Давлетшина. Вскоре появилась и первая профессиональная актриса – Нагима Кимова, окончившая театральный техникум. Затем в театр прибыли артисты Гибадулла Хабибов, Сания Хабибова, Касим Еникеев, Тагира Яббарова, Хади Залятов, Хамза Рамазанов, и коллектив смог обратиться к полноценным драматическим произведениям. Первой такой пьесой стала драма Р. Ишмурата «Возвращение», её поставил А. Галиев. [2.рус]  Пока шло становление творческого состава театра приходилось больше обращаться к одноактным пьесам, как современных авторов, так и классиков татарской драматургии. Если учесть, что в то время не было элементарных сценических средств и, чтобы встретиться со своим зрителем приходилось шагать за десятки километров, да ещё тащить на себе реквизит и костюмы, понятен энтузиазм актеров, их любовь к искусству. Постепенно сложились традиции, в которых происходило воспитание молодых актеров. Как правило, в театре оставались те, у кого актерские способности сочетались с целеустремленностью, способностью преодолевать любые трудности. В результате в театре стали работать Сарвар Валиева, Галимзян Валиев, Ильгизар Катиев, Халима Маннурова, Гилемхан Камалов, Тайфур Кичубаев, Гульжиган Кичубаева, Жиган Саитова. Репертуар театра обогатился драмой «Песня жизни» М. Амира, пьесой «Тайна» Г. Ахмета, переводной пьесой «Сестренка» А. Назарова. В 1946 г. главным режиссером театра стал Камал Халяпов. [3.рус]  Условия передвижного колхозно-совхозного театра накладывали определенный отпечаток на качество постановок, на творчество актеров. Это была одна из сложностей работы, другая, не менее сложная проблема – выполнение финансового плана. Театр дробился на три бригады, и каждая выступала с определенным спектаклем. Вся труппа встречалась только в тех спектаклях, когда ставились широкие полотна, посвященные какой-нибудь торжественной дате. Всё это сказывалось на облике театра, на игре актеров, на их судьбах. Главные усилия театра были направленына то, чтобы создать профессиональный единый коллектив, близкий и понятный зрителю.

В 1952 – 59 г.г. художественным руководителем театра стал известный деятель татарского театрального искусства Саид Булатов. [4.рус]  Будучи человеком образованным, с большой практикой постановочной работы, он вложил много сил в сплочение коллектива и повышение профессионального мастерства актеров, их теоретического уровня. Он поставил такие спектакли, как «Габбас Галин» Ш. Камала, «Встреча с юностью» А. Арбузова, «Последняя встреча», «Верный спутник», «Звезды сияют» С. Кальметова, «За туманом» Ш. Камала, «Нурихан» М. Хасанова, «Тайные следы» Х. Вахита, «Молодые сердца» Ф. Бурнаша. В этих спектаклях сумели утвердить себя художниками такие мастера, как З. Туишева, И. Умеров, Р. Губайдуллина, А. Галиуллин, Б. Батауллин, Л. Садыкова, А. Галиакберов, Т. Кичубаев, Г. Кичубаева. Но театр ещё был лишь на подступах к своей известности. После ухода С. Булатова сами актеры взялись за постановочную работу, иногда приглашая режиссеров из Казани и Уфы.

В 1963г. главным режиссером театра назначается известный режиссер с большим творческим и жизненным багажом, заслуженный деятель искусств ТАССР Габдулла Юсупов. За четыре года работы он поставил 17 спектаклей разного жанра и разнопланового характера, театр изменился до неузнаваемости. Серьезное внимание Г. Юсупов обратил на режиссерскую политику театра, и были поставлены такие спектакли, как «Потоки» Т. Гиззата, «Костры горят» Г. Ахунова, «Осенние ветры» А. Гилязова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Зубайда – дитя человеческое» Ш. Хусаинова. При нём в театре была организована студия, выпускники которой К. Валеев, Д. Кузаева, Л. Султанова, А. Мусина, Дж. Исмагилов заняли впоследствии ведущее положение в театре. [6.рус]  Ещё одна большая заслуга режиссера Г. Юсупова заключается в том, что он заглядывал в будущее театра, сумел создать условия для артистов желающих заниматься постановочной работой. Уже при нем уверенно заявила о себе Закия Туишева. Он привлек её к режиссерской работе, совместно сотрудничая с ней во время репетиций над спектаклями. Пробует свои силы в режиссуре и артист Рамазан Ихсанов. Итак, в середине шестидесятых театр стал набирать творческую высоту.

Но настоящее признание пришло, когда в коллектив пришел режиссер, заслуженный деятель искусств РТ и России Гали Хусаинов. [8.рус]  Неугомонный, беспокойный, жадный до творчества, требовательный во всем режиссер Гали Хусаинов буквально заразил театр своей трудоспособностью, одержимостью, любовью к театру. Улучшился микроклимат в театре, творческая обстановка стала наравне с большими творческими коллективами. Актерский состав стал стабильным. Фундамент театра, заложенный первыми актерами, режиссерами С. Булатовым и С. Юсуповым, стал прочной основой для строительства настоящего очага культуры. Популярность театра стала расти из года в год. Поставленные им «Козы – Корпеш и Баян – Сылу» Мусрепова, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Трактирщица» Гольдони, «Если нет луны, есть звезды» Т. Миннуллина (драматург, режиссер Г. Хусаинов, исполнитель главной роли Д. Кузаева в 1979 году были удостоены Государственной премии им. Г. Тукая), «Антигона» Ж. Ануя вывели театр на новые рубежи, обозначили творческую зрелость коллектива.

Главным режиссером Р. Абдуллаев становится в 1983г. и по 1987г. возглавляет этот театр. [9.рус] За это время были отдельные интересные спектакли, но они не стали той вершиной, которая бы определяла творческие искания театра. Среди таких постановок можно назвать «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Без ветрил» К. Тинчурина, «В пятнадцатых числах мая» Р. Хамида, «И горит же сердце» Ш. Шагали, «Сирина – дочь Сармата» Н. Фаттаха. Но, несмотря на возможные сложности, влюбленные в свое дело, в свое детище – театр актеры не уходят. По мере сил и возможностей продолжают трудиться Л. Садыкова, А. Садыкова, М. Нигматзянова, Г. Камалов. Также верны выбранному пути среднее поколение: К. Валеев, Д. Кузаева, Ф. Зарипов, Л. Султанова, Р. Салихова.

[10.рус]

Начало 1990-х годов – сложное время для театра. Обратились к Закии Туишевой. Она снова окунулась в сценический мир и сумела сплотить коллектив вокруг себя. На республиканских театральных фестивалях имени К. Тинчурина театр из года в год представлял новые, интересные постановки З. Туишевой. Спектакли «Банкрот» Г. Камала, «Молодые сердца» Ф. Бурнаша, «Судьба татарки» Г. Ибрагимова заслужили признание жюри.

С 1995 года и по 2002 год театром руководила заслуженный работник культуры РТ Тамара Сулеймановна Халитова. Настойчивая, целеустремленная работа директора привела к тому, что театр участвовал в разных фестивалях, выезжал за границу. В 1997 году народного артиста РТ, заслуженного артиста России Камиля Мухаметшакировича Валеева, пришедшего в театр 1964 году, назначают главным режиссером. К.Валеев всегда щедро делился с другими артистами своим богатым сценическим опытом и ставил спектакли, где остро поднимались волнующие проблемы времени. [13.рус]  Большая заслуга главного режиссера К.Валеева заключается в том, что он, заглядывая в будущее театра, совместно сотрудничает с другими режиссерами. Благодаря его методу работы с режиссерами, появились такие спектакли, как «Жениться не грех» Р.Хамида, «Сафиулла» М.Гилязова, «Любовница» Т.Миннуллина, «Белый калфак» М.Файзи, «Неспетая песня» М.Карима и другие. Режиссерами этих спектаклей были народный артист РТ, заслуженный артист России Ильдар Хайруллин, заслуженный деятель искусств РТ Фаиль Ибрагимов, заслуженный деятель искусств РБ Байрас Ибрагимов, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Гос. премии им. Г.Тукая Фарит Бикчантаев, народный артист РТ, заслуженный артист России Камиль Валеев. Никогда они не стесняли друг друга, им удалось сохранить традиции, основанные на реалистической и психологической школе театрального искусства.

Несколько лет назад появились театральные фестивали, на них случались подлинные театральные открытия. Они уже стали неотъемлемой частью нашего творчества. В 1997 году театральный коллектив со спектаклем «Реликвия, рэкетир и любовь» Н.Гаетбая участвовал в фестивале «Театральная весна», который прошёл в Башкортостане. Большую радость доставил фестиваль тюркоязычных народов «Науруз-98» , открытием фестиваля стала актерская работа признанного мастера К.Валеева в роли Сафиуллы, и он был награжден Дипломом и премией за нравственный подход к решению образа героя в спектакле «Сафиулла».

Особенно порадовало наших актеров участие на XI Международном фестивале экспериментальных театров в Каире (Египет-99г.) Известная пьеса татарского классика М.Файзи «Белый калфак» была поставлена Фаритом Бикчантаевым. Эти мастера: режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Гос. Премии им. Г.Тукая Ф.Бикчантаев, художник-постановщик, заслуженный деятель искусств РБ и России, лауреат Гос. Премии России Т.Еникеев, композитор заслуженный деятель искусств РТ М.Шамсутдинова и балетмейстер С.Аминова открыли зрителям современное прочтение столетней истории любви, а также высокую культуру постановки. «Белый калфак» – одна из больших удач театра. [15. рус]  С этим же спектаклем театр принимал участие на Y Республиканском театральном фестивале им. К.Тинчурина. Наши артисты добились оглушительных успехов, им досталась победа сразу в четырех номинациях. В самой солидной за высоко постановочную культуру – приз был вручён режиссеру-постановщику Ф.Бикчантаеву и директору театра Т.Халитовой. В номинации «За исполнение образа второго плана» победителем был назван Фоат Зарипов, а Масхуда Шамсутдинова отмечена за музыкальное оформление спектакля.

Если заглянуть в афишу последних лет, то следуя традициям, её украшают более двух десятка произведений национальной драматургии, составляющей основу репертуара, пьесы русской драматургии и других народов. В репертуаре театра появилась драма Туфана Миннуллина «Монда тудык, монда үстек" (Отсюда мы родом...), посвященная добыче трехмиллиардной тонны татарстанской нефти, генеральным спонсором спектакля стало ОАО "Татнефть". Яркой творческой удачей прошлого театрального сезона стала премьера по пьесе Мансура Гилязова "Оҗмах капкасы" (Врата рая). Очень близкая, волнующая сегодняшнего зрителя тема, замечательные актерские работы, удивительно добрая и искренняя атмосфера спектакля уже на премьере определили успех и популярность у зрителя.

Сегодня на современной сцене традицию Альметьевского театра продолжает плеяда мастеров сцены – заслуженного артиста РФ Камиля Валеева, народных артистов Республики Татарстан Луизы Султановой, Сакины Минхановой, Раушании Файзуллиной, народных артистов Республики Татарстан, заслуженных артистов Республики Башкортостан Розы Салиховой и Фоата Зарипова. Разнонобразные образы создают заслуженные артисты Республики Татарстан Рамиль Минханов, Рафик Рагиров, Дильбар Абунагимова, Хурмат Файзуллин. Радуют своим искусством молодые творческие силы Фикрят Сибгатуллин, Гульнара Валеева, Гульнара Кашипова, Нафиса Исмагилова, Фазыл Насибуллин, Наиля Назипова и др.

[16.рус] Театр живет напряженной творческой жизнью, много гастролирует. Благодаря своей мобильности и высокому творческому потенциалу театр широко известен как в самой Республике Татарстан, так и далеко за её пределами. Недавно с успехом прошли гастроли в городах Казани и Уфе. После долгого перерыва Альметьевский татарский драматический театр был в городах Ижевск, Самаре, Бугуруслане, Оренбурге, стал участником Дней Татарстанской культуры в Ульяновске. Летом артисты выступали с кеонцертной программой перед зрителями Прибалтики, особенно интересным было участие в татаском национальном празднике сабантуй.

Превращение театра в настоящий храм искусства произошло после капитального ремонта на средства ОАО «Татнефть» благодаря инициативе генерального директора Тахаутдинова Ш.Ф.

В феврале 2005 года новым директором театра стала Исмагилова Фарида Багисовна – человек неиссякаемого энтузиазма, обладающий замечательными организаторскими способностями. А труппу возглавляет режиссер Ильяс Сахипгареевич Гареев. Сегодня Альметьевский театр продолжает развивать те творческие принципы, которые определяли его деятельность в предыдущие годы, активно развивает и укрепляет межрегиональные и международные связи, сотрудничает с известными режиссерами и художниками, ежегодно выпускает 5-6 премьерных постановок, разрабатывает и осуществляет новые творческие проекты. Вызывает чувство уверенности в будущем создание Попечительского Совета театра, Председателем которого является глава Альметьевского муниципального района Р.Ф.Абубакиров.

Сообщить об ошибке
Отзывы (1)

tatbook.ru