ГлавнаяСвободная темаРусские народные сказки

Русские народные сказки

2 ноября 2015 - Дамир Арсентьев


2
I. Введение.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз чтонибудь
узнают,
Родину свою познают!
Во первом классе мы начали изучать новый предмет – литературное
чтение, на котором мы знакомимся с фольклором различных народов и жанр
устного народного творчества – сказки. И я задумался: в чем же
особенность русских народных сказок. И тогда я решила проверить
ГИПОТЕЗУ: если я подробно изучу литературу об особенностях русских
народных сказок, и в чем их познавательная значимость сказок, то тогда я
смогу рассказать своим одноклассникам о своих открытиях, а это, в свою
очередь, обогатит знания ребят в об особенностях данного жанра УНТ.
Познакомятся с культурой и традициями русского народа, что будет
способствовать их творческому развитию и у них появится интерес к
предмету литературного чтения.
Цель исследования:
Исследовать особенности русских народных сказок.
Задачи исследования:
Изучить литературные и электронные источники об особенностях русских
народных сказок.
Ознакомить с результатами исследования одноклассников.
Объект исследования:
Русские народные сказки.
Предмет исследования:
Особенности и значимость русских народных сказок, их познавательное
значение.
Методы исследования:
Ознакомление с литературой.
Выдвижение гипотезы.
Наблюдение и анализ данных.
Выводы и обобщение результатов.
3
Актуальность
Я считаю, что моя тема актуальна, так как в настоящее время дети
почти не читают сказки и практически их не знают. Сказка – это один из
основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные.
Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о
животных, волшебные и бытовые. И именно сказки нас учат отличать добро
от зла, помогают быть мудрее в нашей жизни.
II. Основная часть.
Сказка — эпический жанр письменного и устного народного
творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в
фольклоре разных народов. Вид повествовательного фольклора,
включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых
опираются на вымысел.
2.1 Особенности русских народных сказок.
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.
С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о
справедливости.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов,
композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы,
создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности.
Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка один
из основных видов устного народного творчества.
Художественное повествование фантастического, приключенческого или
бытового характера.
Сказка произведение,
в котором главной чертой является "установка
на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или
снижающего реальность условнопоэтического
вымысла".
Сказка абстрагированная
форма местного предания, представленная в
более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой
фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические
истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных
галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из
коллективного бессознательного.
Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного
повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на
которую указывает М.Л.
Фон Франц, выводит сказку за пределы простого
фантастического рассказа. Сказка не
только поэтический вымысел или игра
4
фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются
культурные ценности ее создателя.
Русские народные сказки делятся на три группы:
сказки
о животных самый
древний вид сказки. В них свой круг героев.
Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк
глуп и жаден, заяц труслив.
бытовые
сказки герои
этих сказок крестьянин,
солдат, сапожник живут
в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они
побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
волшебные
сказки герои
волшебных сказок борются не на жизнь, а на
смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.
Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
Композиция сказки:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жилибыли…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили
они пир на весь мир…”).
Герои сказок: Любимый герой русских сказок Иванцаревич,
Ивандурак,
Иван крестьянский
сын. Это бесстрашный, добрый и благородный
герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе
счастье. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам красивым,
добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена
Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка. Воплощением зла в русских
сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба
Яга. Баба Яга один
из самых древних персонажей русских сказок. Это
страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках,
ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Змей
Горыныч огнедышащее
чудовище с несколькими головами, летающее
высоко над землей, тоже
очень известный персонаж русского фольклора.
Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния,
дрожит земля.
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения:
добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также
сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову
повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да
не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…Часто в русских сказках
определение ставится после определяемого слова, что создает особую
напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
5
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы
прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;и
глаголов: хвать
вместо схватил, подь вместо пойди. Языку сказок свойственно употребление
имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами,
которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленьк
–ий,
братец,
петушок,
солнышко…
Все это делает изложение плавным,
напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительновыделительные
частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудото!
Пойдука
я
направо. Что за чудо!) Издавна сказки были близки и понятны простому
народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди
мечтали о коврахсамолетах,
о дворцах, о скатертисамобранке.
И всегда в
русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не
случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть
поэма!»
2.2 Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному
знанию, как легковесное тяжеловесному,
как естественное противоестественному,
как доступное и нужное здесь и сейчас труднодоступному
и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка это
не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это жизнь,
это приемлемое
и созвучное возможностям ребенка средство
материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция
нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности,
категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных
оценок.
Сказка это
удивительное по силе психологического воздействия
средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент
развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные
психологические потребности ребенка:
Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой
действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой
оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия,
оказывается победителем, достигает успеха.
Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных
событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие
моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают
6
высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и
в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту
дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться
радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется
трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей
всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду,
смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают,
когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что
она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания
об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о
мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы
заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни
и характеров людей.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим
качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что
может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие
прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального
начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и
выразительность.
Образовательная программа интегрирует знания о народах мира,
особенностях их коммуникаций, способствует формированию
положительных установок по отношению к ним, осмыслению содержания
сказок народов мира средствами театрализованной игры, изобразительного
искусства и литературного творчества.
Дети знакомятся с общим и особенным в разных культурах, выделяют
ведущие признаки этноса: название, язык, этническая территория,
антропологический тип (внешность), выделяют общечеловеческие ценности,
а также рассматривают примеры взаимовлияния культур.
Полученные знания, умения и навыки ребёнок закрепляет через
различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество,
театрализованную игру. Некоторые занятия строятся в форме ситуационного
моделирования. Дети погружаются в учебный материал, представляют себя
участниками событий. Значительное внимание уделяется взаимоотношениям
человека и природы. Древние традиции в материальной и духовной культуре
народов рассматриваются как приспособление людей к природноклиматическим
условиям их родного края.
7
III. Заключение
Таким образом, изучив литературу об особенностях русских народных
сказках, проведя исследования сказок о животных, бытовых и волшебных,
можно сделать следующий вывод:
Сказки бывают трех типов: волшебные, бытовые и о животных;
Магическими считаются в сказках числа 3 и 7;
В волшебных сказках – троекратный повтор, волшебство и превращения,
нереальные герои;
В сказках о животных – умение животных разговаривать, неодушевленных
предметов;
Поучения;
Добро всегда побеждает зло;
Поработав над данной темой, я многое узнал о русских народных
сказках. Считаю, что данные знания пригодятся мне и моим одноклассникам
при изучении устного народного творчества на уроках литературного чтения.
Можно сказать, что народная сказка открывает путь к освоению
национальной культуры, таким образом, она воспитывает уважение к своей
нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное
отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки;
готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом
жизни.
8
Список использованной литературы:
Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. —
М.: Просвещение, 1983.
Пропп В.Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В.Я. Проппа).М.,
2000.
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.М.,
2000.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков,
1996.
Подбор тематического материала из сети Интернет

Рейтинг: +1 1304 просмотра
Комментарии (2)

tatbook.ru