МОЁ СЕЛО СТАРЫЕ УРУССЫ

Автор
Опубликовано: 1042 дня назад ( 7 февраля 2015)
Редактировалось: 2 раза — последний сегодня в 08:21
+59
Голосов: 59
Некоторые данные из истории деревень Старое Уруссу и Байряка Ютазинского района


Некоторые данные из истории

деревень Старое Уруссу и Байряка Ютазинского района

Основываясь на документах фонда Уфимской провинциальной канцелярии, например,дело 265, записные книги г. Оренбурга 1749 г., лл. 9 об.-11 датой образования и заселения деревень Байряка и Старые Уруссу( тогда еще Урусса) можно считать 1749-50 года, д.Уруссу возможно чуть ранее. Это – документ припуска старшиной Киргизской волости Уфимского уезда Аднагулом Селековым и представителями деревень Киргизской волости, служилых татар деревень по речке Урсалы (Шерлама тож.) Усея Асеева , по конец оврага Балыклы Аита Усеева с братьями Арской дороги и ясашных татар д.Орбор( по ревизской сказке Себи саду -возможно ошибка переписчика слов «живут себе усадом») Алатской и других деревень и дорог Казанского уезда. В документе приведена границы припуска ,описывающая географические названия рек и некоторых мест указанных в исторических картах конца 19 века и сохраненных до наших дней. Например, речка Яманурда севернее д.Байрака, на котором до нынешнего времени еще сохранился исторический памятник в виде «Екатеринского моста» по старой дороге ведущей от г.Бугульмы в г.Бирск, речка Чка(Эчке)-Каран ,ныне пересохшая речка, река Ютазы ,Байрекинская грива. Также в документе имеются названия мест того времени которые можно найти в документах припусков смежных деревень. Например , «Андреев перевоз» указывается в документе продажи земель Киргизской волости наместнику Уфимской провинции Якобсу(нынешней деревни Ик , тогда еще Анникова(Ик тож)), «от речки Ютазы до речки Карамалы» в документе припуска в д.Акбаш(ныне место вдоль речки Ютаза от д.Ютаза до д.Каракашлы) , «Медовый брод» — «Балыкичу» одно из названий присутствующий в д.Урусса

Уверенность в том , что д.Байряка и Уруссу не существовали ранее добавляет то что в документе указано что «для построения двух хуторов и довольства при оных скота, где они к строению тех хуторов удобные места изберут, а именно: в урочищах по 2-м речка Бай реке Ютады» , то есть не указаны населенные пункты припуска. Также по проведенным анализам 3-ей и последующих ревизий( 1 и 2 ревизий в архивах нет) по этим деревням не обнаружены другие категории населения которые могли бы не учитываться до 5 ревизии(например башкирское сословие).Также анализ ревизских сказок 3-ей ревизии по Казанскому и Уфимскому уездам показывают одних и тех же людей выбывшими из Казанского уезда в.д.Уруссу и Байряки «в Уфинский уезд к старшине Аднагулу Селекову» и «поставленными в Уфимском уезде к старшине Аднагулу Селекову».Имена и места раннего проживания припускаемыех людей указанных в документе припуска полностью совпадают с данными по ревизским сказкам.

Документ припуска в основном относится к землям д. Байряка , но в документе также подписываются как имеющим отношение к части территории припуска Ибрай(Ибрагим) Токтамышев с братьями и товарищи из д.Караили, Абдрешит Шокуров из д.Салауш , Бакир Юсупов из д. Максары Арской дороги «урочищах колков ниже Кидя-Бюляка до чка-Карану речки». Указанная территория совпадает по картам конца 19 в. названиям среднего течению р.Малая Урусса, где и обозначена « землями мещеряков -татар д.Урусса». Такой же анализ по ревизским сказкам показывает ,что указанные люди прибыли из д. Малая Нурма(Карелино тож.), деревни по речке Салауш и ряда других деревень Арской дороги Казанского уезда в д. Уруссу Уфимского уезда. Они то и явились основателями второго хутора -д.Урусса. Первоначальное название д.Уруссу вероятно был д.Ютаза , так как в некоторых исторических документах она упомянута и как д. Ютаза Верхней Урусса Балыкичу тож., д.Уруссы Ютазы тож.

Мало того обнаруживается тесная генетическая связь переселенцев деревень Байряка и Уруссу . Большую часть первых жителей этих деревень составляли переселенцы д.по речке Урсалы (Шерлама тож.) сотни Кусейки Янклычева. Данная деревня в период с1749 по 1763 год полностью расселилась. Служилые татары переселились в д.Байряка , а ясашные татары в д.Уруссу.

Также вероятная связь этой деревни имеется с известным старшиной Надыровской волости Надыром Уразметевым, так как большая часть служилых татар перешли в д.Надырово ( в том числе 3 человека с фамилией Уразметев) и в д. Шерлама тож. Уфимской губернии(ныне Альметьевский район),то есть перенеся название прежней деревни Шерлама и даже название речки Урсала. Часть жителей перешли в д.Балыклы уфимского уезда и в Оренбургскую Сеитову Слободу.

Так же в д.Уруссу и Байряка отмечены переселенцы из д.по речке Пшалым , Кукмор, Корсе , Бекбулатова, д. по конец оврага Балыклы Арской дороги Казанского уезда. Из последней деревни большое количество служилых татар переселились в д.Токмакаран Уфимского уезда. Аит Усеев , указанный в документе припуска с 4-мя братьями из этой деревни хотя и был записан как выбывший в д. Токмакаран , оказался в д.Байряка.

Общую генетическую связь переселенцы имеют также как «каринские князья». Вышеуказанный Ибрай Токтамышев в конце 18 века пытался восстановиться в княжеском титуле , прошение которого Сенат отклонил. Он имел прямое отношение к каринским князьям Давлетьяровым. Его отец Токтамыш Утекеев(Кутеков) по данным первой ревизии по Казанскому уезду Арской дороге упомянут с братьями Маметко , Курманайко среди служилых татар д.Малая Нурма Карели. Ныне большое количество из их потомков живут в Ютазинском районе РТ и у некоторых сохранилась информация о своем происхождении.

Первые поселения располагались по левой стороне речки Большая Урусса (сейчась –Атамбей) протяженностью 0,6 версты и по обеим сторонам речки Малая Урусса от места слияния двух речек и выше протяженностью 1,3 версты (1в=1,094 км) и по обе стороны речки Байрека разрозненными дворами в 4 местах.

Судя по географии границ припуска д.Байряка и Уруссу переселенцам передана огромная территория включающая в себя территории нынешних деревень Байряки, Байрякатамак, Хуррият,Ташкичу, Биектау,Яссытугай, Старые Уруссу, Каклыкуль , Аксакуль, часть поселков Уруссу и Ютазы. Вышеперечисленные деревни все позже образовались в виде выселков от д.Байряка и Уруссу.

При развитии д.Байряка и Уруссу с конца 18 и начала 19 веков «из-за удаленности хлебопашества» ,выделились обособленные деревушки –хуторки, которые не теряли обратную связь уже в конце 19 начале 20 веков похоже вернулись обратно. Так с д.Уруссу связаны д. Ютаза Верхней Урусса Балыкичу тож., Малая Урусса Каменного Броду.

По материалам ревизии 1811г. из д.Байряка переселились на «Байрякинскую дачу из-за отдаленности хлебопашества» ясашные татары в д. Байряка-Тамак и д.вершины речки Уразаева(Стерля тож),Зюрюклыелга, служилые татары в д.Искандеровой. Видимо эти деревни можно считать новообразованными на территории земель байрякинского общества, а название некоторых связано с именами переселенцев . Так в д.вершина речки Уразаевой отмечены дети Мансура Уразаева.Об этом можно судить изучая карты Генерального межевания Бугульминского уезда который начался в 1899 и закончился в 1805 году. На данной карте названия данных деревень отсутствуют, хотя в архивах имеются ревизии 1795 года по некоторым деревням . Карта составленная с нанесением даже маленьких хуторков с одним двором , дает нам судить что вышеназванные деревни скорее всего были в составе д. Уруссу и Байряки ,только в разных концах. Например, старожилы д. Старые Уруссу говорят об 6-8 дворах в отдалении 150-200м от деревни .

Сословный состав деревень Байряка и Уруссу в начале образования деревень состоял из ясашных и служилых татар, если не считать одного вотяка прибывшего вместе с ясашными татарами в д.Байряка. В ходе дальнейшего развития деревни и региона он начал меняться. К концу 18 века много служилых татар д.Байряка и несколько из д.Уруссу перешли в редкое сословие ,присущим в основном данному региону, сословию торговых татар. Среди них был известный торговый татарин Исхак Галеев , внук первопоселенца Аита Усеева, упомянутый в документе припуска. Его шажаре составленный М.Ахметзяновым имеется в его книге «Татарские шажаре».В данной же книге также имеется шажаре вышеупомянутого Ибрая Токтамышева до его предка Давлетьярова.

В начале 19 века по данным ревизии 1811 года несколько служилых татар , потомки первопоселенцов из д. по речке Урсалы(Шерлама тож,),Балыклы, Кукмор в д.Байряка « переведены в башкирское звание в 1806году». Однако почти все они или их дети по данным ревизии 1859 года указаны как «башкирцы из тептяр».По тому же источнику потомки некоторых переселенцев из ясашных и служилых татар д.Байряки на рубеже 18-19 веков в д.Байряка-тамак, Искандерова ,Зюрюклы елга, вершины речки Уразаева, Янкульево,Зимгазы указаны как «совокуплены в д.Байряки» как «башкирцы из тептяр».По той же ревизии в том же сословии указан предок знаменитого композитора Софии Губайдуллиной прибывшим из д.Ермекеева Белебеевского уезда.

Отмечено прибытие семей причисленных к сословию «башкир из тептярей» из деревеньКаракашлы,Кызылярова ,Сарлов,Сапеево Бугульминского уезда.

В д.Уруссу по ревизии 1734 года по 5 тептярской команде в промежутке 1818-21 годов отмечено прибытие 6 семей татар тептярского сословия «выходцев из заграницы» и в 1835 году из д. Стерлитамаковой Бугульминского уезда , позже которые также отмечены как «военного звания». Есть теоретическая версия того ,что им по Указу 1814 года воевавшим в Отечественную войну 1812 года отданы земли с широкими правами владения ,за заслуги в войне , в том числе воевавшим за пределами Империи. По д.Байряка таковых отмечено по ревизии 1817 года двое сыновей «по выходу отцов из заграницы».

Крестьяне сословия тептярь в общественно политической жизни деревень имели высокое положение. Среди них отмечено много духовных служителей и служителей военного звания.

По ревизии 1859 года по тептярам д.Уруссу отмечена одна семья перешедшая из д.Ташлы с припиской «башкир-вотчинник» .

К концу 19 века уже почти все стали государственными крестьянами. Среди тех ,кто по земельной реформе второй половине 19 века приобрели земли в личную собственность , номинально еще оставались в сословии «башкир-собственник».Например в д.Уруссу отмечен «башкир-собственник Закир Газыев».Его предки прибывшие из Казанского уезда из д. Наласа в конце 18 века состояли в сословии служилых татар. Тептяре д.Уруссу сохраняли свое общество и в начале 20 века. В архиве НА РТ книге землеустроительного дела Бугульминского кантона за 1922 год имеется документ по землеустройству земель тептярского общества д.Уруссу. Тептяре д.Уруссу всегда называли себя татарами

Названия деревень конечно же связан с названиями рек на которых они расположились :речка Байряка и Ютазы(первоначальное название д. Уруссу). Сами же названия речек по преданиям , непроверенным и не обоснованным источниками происходит от проживавшим видимо намного ранее на непостоянной основе в этих местах людей или ранее владевшим этими местами. Название речки Байреке , например, по некоторым рассказам мог произойти якобы от имени прежнего владельца этих земель некоего Байрягози (Байрякхужа- в переводе Байряк-хозяин) похороненного на склоне горы Байряки или Каракашлы в своей землянке за неимением родственников и наследников. А название речки Ютазы от имени владельца земель некоего ЗаитГазы (Зютгазы).Это конечно только предания.

Некоторые историки склоняются версии ,что приикские территории являлись летними кочевыми землями татар Казанского ханства (Жэйлэулэр).

Не владея более ранней информацией, можно только догадками предполагать , что на территории расположения д.Уруссы и Байряка , в более ранние времена проживали ведущие кочевой образ народы. Об этом могут подсказать несколько фактов дошедших до нас. Называемый в настоящее время речка Атамбей( 1800годах носил название- речка Большая Урусса)возможно и издревне носил это название. Атамбеем жители деревни называют местность между современными деревнями Старые Уруссу и Ташкичу. Можно предположить что, данные земли принадлежали некоему Атаму бийю. А бийями в ранние времена называли людей знатных родов Ногайской Орды. В пользу такой версии выступает и то ,что вплоть до послевоенных времен на пригорке в этом районе стояла очень древнее каменное изваяние (балбал) напоминающее каменную женщину держащей в руках младенца. Наши предки называли его «Катын-таш».

Нахождение на описываемых территориях археологических следов более раннего периода пребывания людей и могильных камней ранее середины 18 века видимо и объясняется нахождением здесь людей ведущим кочевой образ людей или уходом оседлых людей от их притеснений. Подобный случай обнаружен в начале-середине 17 века на территории Кыр-иланской волости.

Название д.Уруссу конечно же связано с названием речки и состоит из двух составляющих.Первая — « Ырыс»,это видимо имя собственное, вторая-«суы» это вода, отношение к воде. Если вторая часть не вызывает никаких вопросов, то первая часть заставляет призадуматься. Кто такой «ырыс» или что такое? Нам остается только выдвигать версии.

Одной из версий является ,что далеко до припуска имя одного из владельцев территории называли под именем Ырыс (Рыс , Юлбарыс) .Или же один из переселенцев мог дать свое имя, а один из них и вправду носил имя Рыс Дюскин . Кстати, до интенсивного внедрения русского языка, жители деревни поизносили название деревни как «Рыссу» ,а в некоторых исторических документах деревня обозначена как «д.Урусова».

Бытует еще одно мнение , что «ырыс» переводится как «белая роса , белая россыпь» и версия вполне имеет право на существование.

Из тех двух деревень Уруссу и Байряка путем переселения образованы современные деревни Ютазинского района, в основном уже в начале 20 века.

Из д.Байряка: Байряка-Тамак , Хуррият –ныне существующие ; п.Коранский(Кордон?),Уйский,Тиранчукурский- образованы в период Столыпинской реформы позже расселены; Чикбуляк ,Баланлы -образованы чуть позже и во время укрупнения деревень в 1966 году переселены в д.Малые Уруссу.

Из д.Уруссу : Яссытугай , Каклыкуль, Аксакуль (Усаклыкуль),Ташкичу , Малые Уруссу- образованы в период 1919-25 годах на землях общества, на землях изъятых у крупных землевладельцев, на землях казенных статей и на землях в собственности(д.Малые Уруссу).

Предпосылки переселения этих деревень видимо родились уже в 1908-15 годах, так как в архивах Самарской области имеются документы относящиеся к данному периоду. Там фигурируют материалы об ликвидации казенных оброчных статей Урусовская и Байрякинская , а также материалы об отказе выдачи ссуд крестьянам п.Эркябуляк(название местности близ д. Байряка) ,Какалыкуль , Тиранский , Кордонного , Подгорный.

Д.Ютаза образовалась в 1912 году в результате постройки Бугульминской дороги и в этом участвовали жители д.Байряка и Уруссу.

Жители данных и других деревень , позже , в 1946 году участвовали в образовании нынешнего райцентра п.Уруссу.

Салават Хусаинов.

Краевед
1332 просмотра
Комментарии (23)

tatbook.ru