ГлавнаяБЛОГИМоё начало познавания мира!Как и обещала- татарская свадьба

ШКОЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ верх

Новые записи
Поход в театр
Поход в театр
сегодня в 15:51 - Алиса Мингазова 0 0
Поход в театр
Поход в театр
сегодня в 15:44 - Алиса Мингазова 0 0
Музей Естественной истории Татарстана "Мир древней жизни".
Музей Естественной истории Татарстана "Мир древней жизни".
сегодня в 15:43 - Кундева Диана 0 0
Поход в театр
Поход в театр
сегодня в 15:35 - Алиса Мингазова 0 0
Концерт
Концерт
сегодня в 15:23 - Алиса Мингазова 0 0
Поездка в Москву
Поездка в Москву
сегодня в 15:13 - Алиса Мингазова 0 0
Поездка в Москву
Поездка в Москву
сегодня в 15:11 - Алиса Мингазова 0 0
Выставка Фаилю Шафигуллину
Выставка Фаилю Шафигуллину
сегодня в 14:27 - Камиль Залялов 1 +1
Выставка посвящённую науки и технологий
Выставка посвящённую науки и технологий
сегодня в 14:23 - Камиль Залялов 1 +1
Промышленный Зеленодольск
Промышленный Зеленодольск
сегодня в 14:18 - Камиль Залялов 1 +1
Баки Урманче Идрисович
Баки Урманче Идрисович
сегодня в 14:16 - Камиль Залялов 1 +1
Выставка Габдулла Тукаю
Выставка Габдулла Тукаю
сегодня в 14:14 - Камиль Залялов 1 +1
Наши юбиляры Зеленодольска
Наши юбиляры Зеленодольска
сегодня в 14:09 - Камиль Залялов 1 +1
Выставка Муса Джалилю. Символ Чести и Мужества
Выставка Муса Джалилю. Символ Чести и Мужества
сегодня в 14:07 - Камиль Залялов 1 +1
Памятник Владимиру Высоцкому в г. Наб. Челны
Памятник Владимиру Высоцкому в г. Наб. Челны
сегодня в 13:44 - Кундева Диана 2 +2
Аллея героев в Альметьевске.
Аллея героев в Альметьевске.
сегодня в 13:40 - Кундева Диана 1 +2
Памятник "Пушке-гаубице Д-20".
Памятник "Пушке-гаубице Д-20".
сегодня в 13:38 - Кундева Диана 2 +2
Обелиск павшим воинам в ВОВ в п. Орловка г. Наб. Челны
Обелиск павшим воинам в ВОВ в п. Орловка г. Наб. Челны
сегодня в 13:34 - Кундева Диана 2 +2
Бывший дом купца И.Г. Стахеева в г. Наб.Челны
Бывший дом купца И.Г. Стахеева в г. Наб.Челны
сегодня в 13:31 - Кундева Диана 2 +2
Мемориальный комплекс в парке Победы г. Наб. Челны.
Мемориальный комплекс в парке Победы г. Наб. Челны.
сегодня в 13:24 - Кундева Диана 1 +1

Как и обещала- татарская свадьба

Автор
Опубликовано: 2320 дней назад ( 6 декабря 2014)
+20
Голосов: 20
Как и обещала- татарская свадьба
681 просмотр
Комментарии (27)
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:24 +17
Татарская свадьба – это яркое и очень сложное явление быта татар. Изучению семейных и свадебных татарских традиций посвящены многие научные труды. То обстоятельство, что татары в большинстве своем – мусульмане, диктует проведение свадьбы по законам ислама, а богатые национальные обычаи древнего народа делают татарскую свадьбу самобытной и интересной.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:25 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:26 +17
Татары, будучи расселенными от Сибири до Крыма, имея некоторые языковые различия, вправе считать себя единой нацией, с богатейшим литературным языком, очень древней культурой, сильным национальным духом, сохранившим свои традиции и своеобразные обряды. Наиболее ярко проявляется историческая память нации в возрождающихся сегодня свадебных традициях. Татарская свадьба развивалась и видоизменялась в тесной связи с историческими событиями, происходившими на обширных территориях проживания татар. Но при этом прослеживается наличие единства свадебных обрядов, хотя названия свадебных обрядов, чинов и угощений называются различными терминами у разных групп татар. Так, основным различием у татар-мусульман и православных татар-кряшен является религиозный обряд бракосочетания, у мусульман – это проводимый на дому обряд никах, а у христиан – венчание в церкви.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:27 +17



Бер-берегезне табып кавышкансыз,
Икегез дэ нинди сойкемле!
Кузгэ-куз карашып елмаясыз,
Бер гол чэчэклэре шикелле!
Бер-берегезгэ ныклы терэк,
Иптэш, сердэш булыгыз,
Давыл-янгырга бирешми
Гел янэшэ торыгыз!
Котлы булсын туегыз
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:29 +17
Торжественные обряды, которыми сопровождается создание новой семьи, у татар издавна своеобразны и красивы. Они сохранили некий магический смысл для обеспечения достатка, спокойствия и многодетности семьи. В начале ХХ века исследователь Г. Ахмеров выделял такие формы заключения брака в татарской культуре: по сватовству, похищение невесты и добровольный уход к жениху. Для свадебного обряда татар до начала XX в. было характерным заключение брака по сватовству. Эта форма бракосочетания, в отличие от похищения невесты и добровольного ухода девушки к жениху, отличалась строгим соблюдением обрядности. Причем, устоявшиеся обряды были характерны для определенной местности, а различия имели социальный характер (количество гостей, длительность свадебных гуляний, богатство подарков).
Порядок проведения свадьбы был следующим.
От родственников жениха поступало предложение родителям невесты, и во время сватовства обсуждалось количество и качество даров – калым (по-татарски – калын) и время проведения свадьбы. В перечень подарков, которыми родственники жениха должны были уплатить выкуп за невесту, входили предметы обихода, одежда, головные уборы, обувь, постельные принадлежности. Полагалось также передать деньги для приготовления приданного невесты и внести лепту продуктами для свадебного торжества. Размер приданного невесты при этом особо не оговаривался. Далее следовал сговор, во время которого сторона невесты передавала в подарок скатерть или полотенце, а сторона жениха чаще всего передавала деньги. Родственников невесты, принимавших участие в сговоре, всегда потчевали угощением.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:31 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:31 +16
Официальная часть мусульманской свадьбы, называемая никах, никах туй, проводилась в доме невесты. Родители жениха были на ней главными гостями. Однако на свадьбу родственники жениха приезжали не с пустыми руками, а привозили определенные угощения и калым, если он не был передан до свадьбы. Роли всех, участвующих в свадьбе родственников, были оговорены: часть родственников невесты приносила угощение на свадьбу, а другая часть родни приглашала к себе родственников жениха и заботилась о них, угощая и предоставляя ночлег, так как свадьба продолжалась не один день.
Основной обряд никах проводил мулла. В особой книге мулла записывал условия, на которых заключался брак. При этом перечислялись затраты на свадьбу со стороны жениха, а также оговаривалась сумма выплаты жене в случае расторжения брака по желанию мужа. Жених и невеста при этом не присутствовали, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха – его отец, а за невесту – свидетели. Свидетели специально интересовались о согласии невесты, находящейся либо в другой комнате, либо просто за занавесью. Получив согласие жениха и невесты, мулла читал Коран в торжественной обстановке. И только после обряда никах начиналось свадебное угощение.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:32 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:33 +17
Гости праздновали свадьбу в доме невесты два или три дня, а после их отъезда готовились к приезду жениха. Помещение для молодой пары тщательно украшали предметами из приданного невесты, это было их пристанищем на несколько дней – на период первого приезда жениха. Этот приезд знаменателен тем, что жениху приходилось неоднократно платить выкуп и за въезд во двор, и за возможность войти к невесте, а также тем, кто стелил брачную постель и топил баню. Особо ценный подарок подносился супруге. Первый приезд жениха длился от 2-х до 6-ти дней, затем он уезжал к родителям и далее навещал невесту по четвергам, а утром уезжал. Продолжительность этого периода зависела от выплаты калыма.

После полного погашения калыма молодая жена могла переехать в дом мужа. Здесь тоже соблюдались традиции: мать мужа стелила под ноги невестке мягкую подушку или шубу, встречая молодую добрыми словами. В доме невестка должна была повесить полотенце, а затем уже сесть к столу и обязательно отведать намазанную маслом и медом хлебную горбушку. По давним приметам так полагалось поступить, чтобы молодая жена была мягкой, покладистой и уживчивой. Обычай погрузить руки молодой жены в муку соблюдали для того, чтобы обеспечить достаток в новой семье. Существовали еще обычай украшения дома предметами из приданного невесты и обычай показа молодой дороги к роднику. Невестка одаривала всех родственниц, которые участвовали в этом действе.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:36 +17



Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, дорожку, кладут подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" и, прежде чем пропустить молодую в дом, в зависимости от местной традиции, ее угощают медом, маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка - ширбәт, которые находятся на подносе в руках матери (старшей сестры, тети) жениха. Подобная встреча молодоженов характерна и для городской местности.


Татар халкы гореф-гадәтләргә һәм йолаларга бик тә бай. Онытыла барганнары да бүгенге көндә яңадан кайта башлады.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:36 +16
После переезда молодой в дом мужа продолжались угощения как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников, молодожены навещали дом родителей жены, а те в свою очередь наносили визит в дом жениха.

Формы заключения брака у татар, отличные от описанных трех и сформированные к началу XX в., были менее распространены. Так, к похищению невесты, наиболее древнему и первобытному виду бракосочетания, женихи обращались только в случаях, когда не удавалось договориться и получить согласие невесты и ее родителей. После похищения родители невесты и сама похищенная соглашались на брак, дабы избежать позора. В похищении были тоже определенные правила, которых придерживались: никогда не похищали вдов, более зрелые женихи и вдовцы тоже не прибегали к такому виду брака. Девушек из своей родни, а также незнакомых девушек не похищали. После похищения жених обязан был выплачивать гораздо больший калым, свадебный обряд проходил в доме жениха более упрощенно.

Иногда похищение устраивалось по соглашению сторон, было просто инсценировкой, что позволяло значительно сократить расходы на свадьбу.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:37 +17
Добровольный уход девушки к жениху – третий вид брака, распространенный в начале прошлого столетия. Он был основан на обоюдном желании вступить в брак, хотя и осуждался общественным мнением. Такой вид брака имел некоторые преимущества: юноше и девушке не надо было ждать очереди вступления в брак за старшими братом или сестрой, условия свадебной сделки диктовали родители жениха, и это влияло на размер калыма – он назначался меньшим. В основном, такие виды брака, как похищение и добровольный уход к жениху осуждались и поэтому были достаточно редки на рубеже XIX – XX веков.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:37 +17
У татар-кряшен свадебный обряд был несколько изменен. Под венец молодую пару провожали посаженные родители (в основном близкие родственники жениха), а после обряда венчания молодая супруга жила в их доме. Основная свадьба проходила в доме мужа, куда перевозили невесту уже облаченную в женский головной убор.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:37 +16
Свадебное застолье на татарских свадьбах также отличалось соблюдением вековых национальных традиций. На татарской свадьбе обязательно подавали свадебного гуся и особые ритуальные свадебные блюда – чак-чак и губадию. Изготовление свадебного пирога губадии доверяли специальным мастерицам, чак-чак обычно готовила сторона невесты, а гуся привозили родственники жениха или готовили блюда из гуся от обеих сторон. Существовали определенные правила подачи на стол и разделывания ритуальных блюд, этот процесс всегда сопровождался одариванием молодоженов подарками и деньгами.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:46 +17


Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:49 +17





Кульминационный момент свадьбы - когда выносят гуся. Делящий гуся мастер должен торжественно его разделить. Голову - жениху, шею - невесте. Крылья - незамужним сестрам. Ножки - для братьев. А гусиную попку - свекрови, чтоб умела язык придержать.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:50 +17
Особо интересен обряд «Показать путь к воде» - проверка умения работать. Знакомство с «Хозяином воды» - источником - проходило весело, с гармонью. Девушку провожала процессия молодежи. Прежде чем набрать воды, молодая спрашивала разрешения «Хозяина воды». А чтобы задобрить, кидала в воду монетку и оставляла в дар полотенце. «Выход в свет» - непростое испытание. Нужно не расплескав принести коромысло с водой. Таким образом молодая приобщалась к кругу замужних женщин.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:54 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:54 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:55 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:55 +17
Скажите пожалуйста мои друзья: Понравился ли вам обряд татарской свадьбы)))?
кристина хромова # 6 декабря 2014 в 04:05 +1
красиво
Х. # 6 декабря 2014 в 11:14 +3
здорово написала.
Х. # 6 декабря 2014 в 11:14 +3
а это твои фотографии?
Х. # 6 декабря 2014 в 11:14 +3
все интересно.
Карим Фетахединов # 9 декабря 2014 в 11:56 +6
очень много информации.
Инсаф Шамбазов # 10 декабря 2014 в 21:39 0
Очень интересно, спасибо!

ШКОЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ