ГлавнаяБЛОГИМоё начало познавания мира!Как и обещала- татарская свадьба

Сакла

Новые записи
Лепка из пластилина на уроке труда
Лепка из пластилина на уроке труда
Чулпан Абдуллина
Отдел литературы на иностранных языках НБ. Как встречают Новый год...
сегодня в 11:06 - Чулпан Абдуллина 0 0
Чулпан Абдуллина
Отдел литературы на иностранных языках НБ. Как встречают Новый год...
сегодня в 11:05 - Чулпан Абдуллина 2 +1
ИКЕА: мастер-класс "Новогодний носок"
ИКЕА: мастер-класс "Новогодний носок"
сегодня в 08:13 - Дмитрий Савченко 7 +11
Александра Бадертдинова
Выставка. Новогоднее настроение.
сегодня в 07:52 - Александра Бадертдинова 1 +1
Казанскому зоосаду 212 лет
Казанскому зоосаду 212 лет
вчера в 23:40 - Саида Петренко 4 +4
КидСпейсу 4 года
КидСпейсу 4 года
вчера в 23:34 - Саида Петренко 5 +4
Книжная ярмарка "СМЕНА"
Книжная ярмарка "СМЕНА"
вчера в 23:31 - Зульфат 3 +3
Фигурное вырезание из бумаги
Фигурное вырезание из бумаги
вчера в 22:43 - Азалия Мифтахова 2 +2
В преддверии Нового года
В преддверии Нового года
вчера в 21:50 - Руслан Сатдаров 4 +2
Культурный дневник школьника и Новый год
Культурный дневник школьника и Новый год
вчера в 20:42 - Ангелина Байбакова 10 +6
День памяти - солдат невидимого фронта.
День памяти - солдат невидимого фронта.
вчера в 20:35 - Нурислам Абдуллин 8 +4
Выставка "Волшебный мир образов и фантазий".
Выставка "Волшебный мир образов и фантазий".
Благотворительная ярмарка в школе
Благотворительная ярмарка в школе
вчера в 20:25 - Регина Мингазова 5 +3
Любимые книги
Любимые книги
вчера в 20:06 - Регина Мингазова 7 +4
Александра Бадертдинова
Вот и пришёл долгожданный диплом.
Adel Zavyalov
кем бы я хотел стать если бы не лень
вчера в 19:58 - Adel Zavyalov 4 +4
Мин ТНВда!
Мин ТНВда!
вчера в 17:52 - Саида Дадажонова 7 +6
Александра Бадертдинова
Закрытие года Льва Толстого.
Мы - заочники "Музейного базара"
Мы - заочники "Музейного базара"
вчера в 15:47 - Вячеслав Литта 7 +7

Как и обещала- татарская свадьба

Автор
Опубликовано: 1470 дней назад ( 6 декабря 2014)
+20
Голосов: 20
Как и обещала- татарская свадьба
369 просмотров
Комментарии (27)
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:24 +17
Татарская свадьба – это яркое и очень сложное явление быта татар. Изучению семейных и свадебных татарских традиций посвящены многие научные труды. То обстоятельство, что татары в большинстве своем – мусульмане, диктует проведение свадьбы по законам ислама, а богатые национальные обычаи древнего народа делают татарскую свадьбу самобытной и интересной.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:25 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:26 +17
Татары, будучи расселенными от Сибири до Крыма, имея некоторые языковые различия, вправе считать себя единой нацией, с богатейшим литературным языком, очень древней культурой, сильным национальным духом, сохранившим свои традиции и своеобразные обряды. Наиболее ярко проявляется историческая память нации в возрождающихся сегодня свадебных традициях. Татарская свадьба развивалась и видоизменялась в тесной связи с историческими событиями, происходившими на обширных территориях проживания татар. Но при этом прослеживается наличие единства свадебных обрядов, хотя названия свадебных обрядов, чинов и угощений называются различными терминами у разных групп татар. Так, основным различием у татар-мусульман и православных татар-кряшен является религиозный обряд бракосочетания, у мусульман – это проводимый на дому обряд никах, а у христиан – венчание в церкви.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:27 +17



Бер-берегезне табып кавышкансыз,
Икегез дэ нинди сойкемле!
Кузгэ-куз карашып елмаясыз,
Бер гол чэчэклэре шикелле!
Бер-берегезгэ ныклы терэк,
Иптэш, сердэш булыгыз,
Давыл-янгырга бирешми
Гел янэшэ торыгыз!
Котлы булсын туегыз
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:29 +17
Торжественные обряды, которыми сопровождается создание новой семьи, у татар издавна своеобразны и красивы. Они сохранили некий магический смысл для обеспечения достатка, спокойствия и многодетности семьи. В начале ХХ века исследователь Г. Ахмеров выделял такие формы заключения брака в татарской культуре: по сватовству, похищение невесты и добровольный уход к жениху. Для свадебного обряда татар до начала XX в. было характерным заключение брака по сватовству. Эта форма бракосочетания, в отличие от похищения невесты и добровольного ухода девушки к жениху, отличалась строгим соблюдением обрядности. Причем, устоявшиеся обряды были характерны для определенной местности, а различия имели социальный характер (количество гостей, длительность свадебных гуляний, богатство подарков).
Порядок проведения свадьбы был следующим.
От родственников жениха поступало предложение родителям невесты, и во время сватовства обсуждалось количество и качество даров – калым (по-татарски – калын) и время проведения свадьбы. В перечень подарков, которыми родственники жениха должны были уплатить выкуп за невесту, входили предметы обихода, одежда, головные уборы, обувь, постельные принадлежности. Полагалось также передать деньги для приготовления приданного невесты и внести лепту продуктами для свадебного торжества. Размер приданного невесты при этом особо не оговаривался. Далее следовал сговор, во время которого сторона невесты передавала в подарок скатерть или полотенце, а сторона жениха чаще всего передавала деньги. Родственников невесты, принимавших участие в сговоре, всегда потчевали угощением.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:31 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:31 +16
Официальная часть мусульманской свадьбы, называемая никах, никах туй, проводилась в доме невесты. Родители жениха были на ней главными гостями. Однако на свадьбу родственники жениха приезжали не с пустыми руками, а привозили определенные угощения и калым, если он не был передан до свадьбы. Роли всех, участвующих в свадьбе родственников, были оговорены: часть родственников невесты приносила угощение на свадьбу, а другая часть родни приглашала к себе родственников жениха и заботилась о них, угощая и предоставляя ночлег, так как свадьба продолжалась не один день.
Основной обряд никах проводил мулла. В особой книге мулла записывал условия, на которых заключался брак. При этом перечислялись затраты на свадьбу со стороны жениха, а также оговаривалась сумма выплаты жене в случае расторжения брака по желанию мужа. Жених и невеста при этом не присутствовали, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха – его отец, а за невесту – свидетели. Свидетели специально интересовались о согласии невесты, находящейся либо в другой комнате, либо просто за занавесью. Получив согласие жениха и невесты, мулла читал Коран в торжественной обстановке. И только после обряда никах начиналось свадебное угощение.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:32 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:33 +17
Гости праздновали свадьбу в доме невесты два или три дня, а после их отъезда готовились к приезду жениха. Помещение для молодой пары тщательно украшали предметами из приданного невесты, это было их пристанищем на несколько дней – на период первого приезда жениха. Этот приезд знаменателен тем, что жениху приходилось неоднократно платить выкуп и за въезд во двор, и за возможность войти к невесте, а также тем, кто стелил брачную постель и топил баню. Особо ценный подарок подносился супруге. Первый приезд жениха длился от 2-х до 6-ти дней, затем он уезжал к родителям и далее навещал невесту по четвергам, а утром уезжал. Продолжительность этого периода зависела от выплаты калыма.

После полного погашения калыма молодая жена могла переехать в дом мужа. Здесь тоже соблюдались традиции: мать мужа стелила под ноги невестке мягкую подушку или шубу, встречая молодую добрыми словами. В доме невестка должна была повесить полотенце, а затем уже сесть к столу и обязательно отведать намазанную маслом и медом хлебную горбушку. По давним приметам так полагалось поступить, чтобы молодая жена была мягкой, покладистой и уживчивой. Обычай погрузить руки молодой жены в муку соблюдали для того, чтобы обеспечить достаток в новой семье. Существовали еще обычай украшения дома предметами из приданного невесты и обычай показа молодой дороги к роднику. Невестка одаривала всех родственниц, которые участвовали в этом действе.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:36 +17



Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, дорожку, кладут подушку, приговаривая: "Төкле аягың белән, килен" и, прежде чем пропустить молодую в дом, в зависимости от местной традиции, ее угощают медом, маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка - ширбәт, которые находятся на подносе в руках матери (старшей сестры, тети) жениха. Подобная встреча молодоженов характерна и для городской местности.


Татар халкы гореф-гадәтләргә һәм йолаларга бик тә бай. Онытыла барганнары да бүгенге көндә яңадан кайта башлады.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:36 +16
После переезда молодой в дом мужа продолжались угощения как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников, молодожены навещали дом родителей жены, а те в свою очередь наносили визит в дом жениха.

Формы заключения брака у татар, отличные от описанных трех и сформированные к началу XX в., были менее распространены. Так, к похищению невесты, наиболее древнему и первобытному виду бракосочетания, женихи обращались только в случаях, когда не удавалось договориться и получить согласие невесты и ее родителей. После похищения родители невесты и сама похищенная соглашались на брак, дабы избежать позора. В похищении были тоже определенные правила, которых придерживались: никогда не похищали вдов, более зрелые женихи и вдовцы тоже не прибегали к такому виду брака. Девушек из своей родни, а также незнакомых девушек не похищали. После похищения жених обязан был выплачивать гораздо больший калым, свадебный обряд проходил в доме жениха более упрощенно.

Иногда похищение устраивалось по соглашению сторон, было просто инсценировкой, что позволяло значительно сократить расходы на свадьбу.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:37 +17
Добровольный уход девушки к жениху – третий вид брака, распространенный в начале прошлого столетия. Он был основан на обоюдном желании вступить в брак, хотя и осуждался общественным мнением. Такой вид брака имел некоторые преимущества: юноше и девушке не надо было ждать очереди вступления в брак за старшими братом или сестрой, условия свадебной сделки диктовали родители жениха, и это влияло на размер калыма – он назначался меньшим. В основном, такие виды брака, как похищение и добровольный уход к жениху осуждались и поэтому были достаточно редки на рубеже XIX – XX веков.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:37 +17
У татар-кряшен свадебный обряд был несколько изменен. Под венец молодую пару провожали посаженные родители (в основном близкие родственники жениха), а после обряда венчания молодая супруга жила в их доме. Основная свадьба проходила в доме мужа, куда перевозили невесту уже облаченную в женский головной убор.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:37 +16
Свадебное застолье на татарских свадьбах также отличалось соблюдением вековых национальных традиций. На татарской свадьбе обязательно подавали свадебного гуся и особые ритуальные свадебные блюда – чак-чак и губадию. Изготовление свадебного пирога губадии доверяли специальным мастерицам, чак-чак обычно готовила сторона невесты, а гуся привозили родственники жениха или готовили блюда из гуся от обеих сторон. Существовали определенные правила подачи на стол и разделывания ритуальных блюд, этот процесс всегда сопровождался одариванием молодоженов подарками и деньгами.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:46 +17


Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:49 +17





Кульминационный момент свадьбы - когда выносят гуся. Делящий гуся мастер должен торжественно его разделить. Голову - жениху, шею - невесте. Крылья - незамужним сестрам. Ножки - для братьев. А гусиную попку - свекрови, чтоб умела язык придержать.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:50 +17
Особо интересен обряд «Показать путь к воде» - проверка умения работать. Знакомство с «Хозяином воды» - источником - проходило весело, с гармонью. Девушку провожала процессия молодежи. Прежде чем набрать воды, молодая спрашивала разрешения «Хозяина воды». А чтобы задобрить, кидала в воду монетку и оставляла в дар полотенце. «Выход в свет» - непростое испытание. Нужно не расплескав принести коромысло с водой. Таким образом молодая приобщалась к кругу замужних женщин.
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:54 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:54 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:55 +17
Камиля Гильметдинова # 6 декабря 2014 в 01:55 +17
Скажите пожалуйста мои друзья: Понравился ли вам обряд татарской свадьбы)))?
кристина хромова # 6 декабря 2014 в 04:05 +1
красиво
Х. # 6 декабря 2014 в 11:14 +3
здорово написала.
Х. # 6 декабря 2014 в 11:14 +3
а это твои фотографии?
Х. # 6 декабря 2014 в 11:14 +3
все интересно.
Карим Фетахединов # 9 декабря 2014 в 11:56 +6
очень много информации.
Инсаф Шамбазов # 10 декабря 2014 в 21:39 0
Очень интересно, спасибо!

tatbook.ru