Сегодня представляю вам ещё одну важную экспозицию из литературного музея истории- «Школьная жизнь во время Великой Отечественной Войны «
Самый трудный период.
В период Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г . на детскую долю выпало непало трудностей и испытаний, но они продолжали учиться, чтобы своей хорошей учебой доставить хоть какую-то радость уставшей матери.
Война наложила свой отпечаток на образовательный процесс в школах. В первое время наблюдался большой отток учащихся: старшеклассники уходили на фронт, кто-то из детей стал выполнять в семье обязанность нянь младших братьев и сестер, у кого-то просто не было возможности посещать школу из-за материальной необеспеченности. Многие родители отправляли детей на работу, считая, что в это время «не до учения». В сложившейся ситуации большую роль сыграли учителя. Именно они способствовали возвращению учеников в школы, занятия в которых продолжались, несмотря на войну.
Безусловно, война нанесла свой отпечаток на образовательный процесс. Учителей не хватало, многие из них уходили на фронт. Их место занимали бывшие выпускники, только недавно окончившие 7 класс. К учителю предъявлялись очень высокие требования, и накладывалось жесткое наказание за «антипедагогическое поведение». Всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер.
В учебные планы также были внесены изменения. Так, к примеру, в преподавании математики, физики, химии, биологии и географии больше внимания уделялось вопросам взаимосвязи науки с военным делом. На уроках химии изучались средства противохимической защиты. На уроках русского языка к классическим темам сочинений добавились такие как «Чем я помог фронту». С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства.
Большой проблемой стала нехватка помещений для проведения школьных занятий. Школы объединяли, потому что нужны были свободные здания под госпиталь. Образовательный процесс проходил в три смены: с 7:30 утра до 23 часов. Урок длился 35 минут, а перемена — 5 минут.
Постоянно ощущался недостаток письменных принадлежностей: тетрадей (вместо них в ход шли газеты), карандашей, перьев, мела. Чернил не хватало, поэтому дети писали углем или свекольным соком. Но предпочтение все равно отдавали саже. Ее можно было стряхнуть с листка бумаги и использовать его снова. Учебников было мало. Если несколько человек жили рядом, им выдавали один учебник, и они вместе собирались у кого-то дома и читали, готовили домашние задания.
Несмотря на все тяготы жизни в войну, в школах поддерживался порядок, по некоторым данным, даже удалось повысить успеваемость детей. Это настоящий подвиг учеников и педагогов, пример слаженной работы. Учителя активно вовлекали школьников в общественно-полезную деятельность, старались поддержать детей в тяжелое военное время, организуя дополнительное питание, дополнительные занятия с отстающими, проведение праздников и др.
Своим примером учителя показывали, как нужно выглядеть, говорить, какие поступки совершать. В них горела великая сила патриотизма и нерушимая ответственность за будущие поколения.
Обратите внимание на сильную клятву школьники (про пионеров расскажу в следующем блоге ).
В экспозиции представлен эскспонат «Фильмоскоп»,который использовали во время ВОВ.Это аппарат , с помощью которого просматривали диафильмы.
Продолжение следует .